|
АНДРЕЙ СМИРНОВ ОБ
ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА: |
«Более 40
лет назад, в 67-м году, я был молодым двадцатишестилетним
режиссером и на Экспериментальной студии Григория Чухрая снял
короткометражную ленту "Ангел". В основе лежал одноименный
рассказ Юрия Олеши, где пересекались темы гражданской войны и
русской деревни. В этом фильме дебютировали Николай Губенко,
Георгий Бурков, Леонид Кулагин, Людмила Полякова. Картина была
положена на полку, негатив пропал. И знают о ней сегодня лишь
потому, что одна чудом выжившая копия пролежала 20 лет под
столом у монтажера.
Меня на три года лишили работы в кино. Однако, именно эта
картина стала моим режиссерским паспортом.
Следующей работой был уже"Белорусский вокзал". Вскоре я бросил
режиссуру, поскольку мне надоела толкотня с цензурой. Ведь из
моих четырех картин, ни одна не вышла на экран в том виде, в
котором была задумана.
"Осень" практически не выходила на экраны, а "Верой и правдой"
тоже была исковеркана цензурой.
Кинорежиссурой я не занимался с 79 года. Ставил в театре, писал
пьесы, работал как артист, но кино не снимал. Как только
заговорили об отмене цензуры, в 87-м году, я решил, что обязан
вернуться к этой теме и попытаться рассказать, что такое на
самом деле российская катастрофа. |
Так родилась идея использовать
материал тамбовского восстания, известного в советской
историографии под кличкой "Антоновщина".
Крестьянство встретило «Декрет о земле» с надеждой. Но когда
пришли продотряды, вся деревня встала на дыбы. Вот тогда Ленин
поставил задачу внести классовый раскол в деревню. Так возникли
«комитеты бедноты». Все бездельники, вся пьянь и голь получила
право врываться в дома справных мужиков, грабить и убивать.
Экономически этот разбой оказался настолько не эффективным, что
уже к концу 18 года, большевики отменили «комбеды».
Это ведь только на словах, Октябрьская революция была направлена
против помещиков и капиталистов. На самом деле в процентном
отношении ни один из этих классов не пострадал так сильно как те
два, которые ненавидел Ленин - крестьянство и духовенство.
Сам я человек городской. Мне понадобились годы, чтобы войти в
этот материал.
Я начал работу над сценарием с визита в КГБ. Мне тогда дали
какие-то жалкие рапортички да несколько бумажек. Дело Антонова,
которое я запрашивал, мне не дали даже в 90-х. Мы не знаем,
какие на самом деле документы хранятся под грифом "Совершенно
секретно". Но к счастью, основные документы были опубликованы в
Тамбове, в книге «Антоновщина». Пришлось ездить по деревням,
разговаривать с бабушками».
|
Фильм снят при финансовой поддержке
Министерства культуры Российской Федерации и группы компаний «Ренова»
ОСОБАЯ
БЛАГОДАРНОСТЬ
Роману Абрамовичу, Виктору Вексельбергу, Альфреду Коху,
Владиславу Суркову
а так же
Анатолию Чубайсу, Леониду Гозману, Анатолию Сердюкову, Владимиру
Бакину, Владимиру Якунину,
Андрею Гордееву, Василию Анисимову, Любови Слиска, Игорю
Тинькову,
Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, Епископу Липецкому
и Елецкому Никону,
Игумену Рождество-Богородицкого Задонского монастыря Трифону, иеромонаху Гавриилу,
Главе администрации Тамбовской области Олегу Бетину
|
|